Устройство и комплектующие детали автомобилей Рено. Эксплуатация, техническое обслуживание и регулировки.

Обзор двигателей автомобиля Рено Меган

Силовая установка автомобилей Рено Меган представляет собой четырехцилиндровый рядный двигатель с жидкостным охлаждением, установленный поперек моторного отсека.

У всех двигателей блок цилиндров выполнен из серого чугуна, а головка блока - из сплава легких металлов. В блоке цилиндров установлен пятиопорный коленчатый вал.

Преимущества головки блока цилиндров из легкого металла в сравнении с чугунной состоят в лучшей теплопроводимости и уменьшенном весе.

Варианты двигателей автомобилей Renault Megane

Двигатель Рено Меган типа Е (бензиновый двигатель E7J с рабочим объемом 1,4 литра)

Двигатель E7J Рено Меган принят в эксплуатацию в 1988 году и получил от разработчиков концерна Рено обозначение «Energie-Motor» (Е-двигатель). Впускные и выпускные клапаны у этих двигателей располагаются V-образно относительно друг друга и приводятся в действие коромыслами от распределительного вала.

Конструкция головки блока цилиндров двигателя E7J Рено Меган основана на так называемом поперечно принципе, когда с одной стороны производится впуск топливовоздушной смеси, а выпуск отработавших газов происходит с противоположной стороны в выпускной коллектор. Таким образом обеспечивается быстрый газообмен.

В поршневые каналы чугунного блока цилиндров вставлены стальные гильзы, омываемые охлаждающей жидкостью. В связи с этим эти гильзы получили обозначение «мокрые».

В случае износа или образования канавок на стенках цилиндров гильзы можно заменить на новые. В этом случае однако понадобится и замена поршней на новые.

В нижней части блока цилиндров двигателя E7J Рено Меган на коренных подшипниках располагается коленчатый вал. Соединение с поршнями обеспечивают шатуны, установленные на шатунных шейках с вкладышами.

Картер блока цилиндров представляет собой масляную ванну, в которой находится необходимое для смазки и охлаждения трущихся деталей двигателя моторное масло. Головка блока цилиндров крепится к блоку болтами.

Смазку двигателя E7J Рено Меган обеспечивает шестеренный масляный насос, встроенный в блок цилиндров. Привод масляного насоса осуществляется от коленчатого вала посредством роликовой цепи.

Забранное из масляного поддона моторное масло через масляные отверстия подаётся к подшипниками на коленчатом и распределительном валах, а также к гильзам цилиндров и подшипникам коромысел.

Водяной насос также находится на блоке цилиндров и приводится в действие зубчатым ремнем от распределительного вала. Необходимо помнить о том, что в системе охлаждения двигателя E7J Рено Меган круглогодично должна быть охлаждающая жидкость, представляющая собой смесь из антифриза, антикоррозийных присадок и дистиллированной воды.

Распределитель высокого напряжения электронной системы зажигания, не требующей обслуживания, закреплен на фланце головки блока цилиндров и приводится в действие от распределительного вала.

Двигатель Рено Меган типа F (бензиновый двигатель F3R/ F4R с рабочим объемом 2 литра, дизельный двигатель F8Q/F9Q с рабочим объемом 1,9 литра)

Двигателями F3R/ F4R и F8Q/F9Q разные модели автомобилей Рено Меган начали оборудоваться с 1983 года. Блок цилиндров у данного типа двигателей выполнен из серого чугуна с несъемными гильзами цилиндров.

В этом случае при их износе или образовании канавок в специализированной мастерской можно выполнить хонингование с последующей установкой поршней увеличенного ремонтного размера.

Распределительный вал находится в головке блока цилиндров, которая выполнена из легкого металла, и приводится в действие зубчатым ремнем от коленчатого вала.

Распределительный вал в свою очередь через тарельчатые толкатели приводит в действие вертикально располагающиеся впускные и выпускные клапаны. Зазор клапанов регулируется с помощью вставных шайб соответствующего размера, укладываемых в тарельчатые толкатели.

Двигатели Рено Меган F4R с 16 клапанами комплектуются двумя распределительными валами, соответственно для впускных и для выпускных клапанов. На каждый цилиндр приходится по 4 клапана - 2 впускных и 2 выпускных.

Клапаны установлены V-образно и приводятся в действие гидравлическими толкателями. В этом случае регулировка зазора клапанов выполняется автоматически. Выпускные клапаны заполнены натрием, что повышает их прочность.

Находящийся в картере масляный насос приводится в действие от промежуточного вала посредством зубчатого ремня, который установлен и на распределительном валу двигателей F3R/ F4R и F8Q/F9Q автомобиля Рено Меган.

Водяной насос находится на блоке цилиндров и приводится в действие клиновым ремнем, который одновременно вращает и генератор.

Система зажигания и топливная система являются полностью электронными и их обслуживание заключается в смене свечей зажигания и фильтра.

Двигатель Рено Меган типа К (бензиновый двигатель K4J/К4М/К7М с рабочим объемом 1,6 литра)

Двигатели K4J/К4М/К7М представляют собой модификацию двигателя типа Е и принят в эксплуатацию в 1995 году. Однако в отличие от двигателя типа Е этот двигатель имеет несъемные гильзы цилиндров, что позволило уменьшить расстояние между цилиндрами и увеличить диаметр отверстия под поршни.

Это в свою очередь обеспечило увеличение рабочего объема с 1,4 литра до 1,6 литров без изменения размеров двигателя.

Изменение приготовления топливовоздушной смеси в сочетании с её многоточечным впрыском с использованием системы зажигания без распределителя обеспечило повышение мощностных характеристик двигателя.

Бензиновые двигатели с рабочим объемом 1,4 и 1,6 литра с обозначением K4J и К4М представляют собой новую разработку, предназначенную для второго поколения Рено Меган.

Обе модели этих двигателей являются 16-клапанными. Клапаны приводятся в действие двумя распределительными валами с верхним расположением. Привод распределительных валов выполняется зубчатым ремнем.

Система зажигания двигателей K4J/К4М/К7М Рено Меган является полностью электрон ной и не требует обслуживания. Каждый цилиндр имеет отдельную катушку зажигания, находящуюся непосредственно на соответствующей свече зажигания. Провод, которым обычно соединена свеча и катушка зажигания, в данном случае отсутствует.

Двигатель dCi Рено Меган с рабочим объемом 1,9 литра (дизельный двигатель с прямым впрыском из магистрального топливопровода)

Топливный насос у двигателя dCi Рено Меган забирает дизельное топливо из бака и даже при малых оборотах двигателя нагнетает его с постоянным давлением, достигающим примерно 1350 бар.

От топливного насоса идет магистральный топливопровод, соединенный с каждым цилиндром. Магистральный топливопровод является одновременно аккумулятором, поддерживающем постоянное давление топлива и подающим его под этим давлением к топливным форсункам.

Необходимое для впрыска количество топлива задаётся блоком управления двигателем dCi Рено Меган и впрыскивается электромагнитными форсунками в каждый цилиндр.

Как только микропроцессор блока управления закрывает форсунки, подача топлива прекращается. Говоря иными словами, создание давления и впрыск топлива выполняются независимо друг от друга, чем обеспечивается оптимизация расхода топлива и содержания СО в выхлопных газах вне зависимости от числа оборотов двигателя.

Впрыск топлива выполняется в два этапа многоструйными форсунками двигателя dCi Рено Меган. Сначала выполняется предварительный впрыск небольшого количества топлива, сгорание которого создаёт лучшие условия для воспламенения основной порции смеси. Таким образом достигается мягкий и тихий процесс сгорания идентичный процессу, происходящему при впрыскивании топлива в вихревую камеру.

В отличие от иных типов двигателей с непосредственным впрыском топлива с кулачковым распределением подача топлива в камеры сгорания у двигателей dCi может изменяться в соответствии с потребностями на конкретный момент движения.

Снятие и установка двигателя Рено Меган

Штекеры электрических соединений имеют, как правило, металлические зажимные скобы. Для того, чтобы их разжать, достаточно надавить на их боковые части.

Принципиально важным при снятии двигателя является отсоединение всех трубопроводов, шлангов и проводов, места соединений которых следует одновременно должным образом обозначить чтобы при установке закрепить на прежнем месте.

Операции по снятию двигателя Рено Меган

- Отсоедините клемму провода массы (-) от аккумулятора. Снимите капот.

- Отметьте краской положение передних колес относительно ступицы. Это позволит в последствии установить от балансированное колесо в прежнее положение.

- Ослабьте болты крепления колес. При этом колеса автомобиля Renault Megane должны стоять на земле.

- Установите перед автомобиля на козлы и снимите колеса. Снимите брызговик двигателя, если он установлен.

- Слейте масло из коробки передач. Слейте охлаждающую жидкость.

Левая сторона автомобиля Рено Меган:

- Снимите суппорт с тормозного диска левого переднего колеса и закрепите его проволокой на амортизационной стойке.

- Выпрессуйте левый наконечник поперечной рулевой тяги из отверстия на поворотном кулаке.

- Вывинтите три болта крепления левого приводного вала к коробке передач. Отвинтите гайку и извлеките зажимный болт шаровой опоры.

- Отсоедините поперечный рычаг от поворотного кулака, подав его вниз. Если палец шаровой опоры сидит плотно и не выходит из отверстия не поддаётся, то его можно высвободить с помощью монтировки, которую следует вставить между днищем и рычагом.

- Вывинтите два болта, которыми закреплена нижняя часть амортизационной стойки на ступице.

- Подайте поворотный кулак во вне. При этом из коробки передач выйдет приводной вал. Не подвергайте приводной вал значительному углу наклона и не повредите пыльники ШРУС.

Правая сторона автомобиля Рено Меган:

- Выбейте распорный штифт с помощью подходящего пробойника (диаметр 3 мм) из правого приводного вала.

- Отвинтите гайку и извлеките верхний болт, которым закреплена нижняя часть амортизационной стойки. Гайку нижнего болта не отвинчивайте, а только лишь ослабьте её затяжку.

- Подайте поворотный кулак во вне. При этом от коробки передач отделится приводной вал, который следует закрепить проволокой или бечевкой за рулевой механизм.

- Вывинтите болты и отсоедините теплоотражательный щиток выпускного коллектора двигателя Renault Megane. Отсоедините приемную трубу и катализатор.

- Отсоедините от коробки передач шток вилки переключения передач. Закрепите тросы крана или тали за проушины двигателя Рено Меган и немного приподнимите его.

- Отвинтите гайки крепления опоры двигателя и коробки передач. Отвинтите гайки стоек стабилизатора поперечной устойчивости.

- Вывинтите болт крепления кронштейна трубопровода гидроусилителя рулевого управления. Отсоедините от коробки передач, если имеется, вал привода спидометра.

- Отсоедините на коробке передач штекер выключателя фонарей заднего хода. Демонтируйте воздушный фильтр.

- Отсоедините от дроссельной заслонки двигателя Рено Меган трос акселератора и отложите его в сторону от места работ. Отсоедините от коробки передач трос сцепления.

- Отсоедините шланги циркуляции охлаждающей жидкости. Для этого разожмите хомуты и сместите их на шланги. Зажимы хомутов можно сжать с помощью газового ключа или же воспользоваться специальным ключом.

- Вывинтите болты крепления расширительного бачка для охлаждающей жидкости и, не отсоединяя от него шлангов, закрепите бачок на кузове.

- Отсоедините от впускного коллектора шланг вакуумного усилителя тормозного привода, перерезав зажимной хомут бокорезами. При монтаже вместо зажимного хомута следует ставить затяжной.

- Автомобили Рено Меган с двигателем E7J объемом 1,4 литра. Демонтируйте радиатор.

- Автомобили Renault Megane с двигателем E7J объемом 1,4 литра. Снимите блок зажигания.

- Отсоедините отдатчика давления во впускном коллекторе шланг и штекер. Датчик закреплен на перегородке над бачком для тормозной жидкости.

- Автомобили Рено Меган с двигателем E7J объемом 1,4 литра. Обозначьте скотчем все топливопроводы, чтобы впоследствии закрепить их на прежних местах.

- Отсоедините подающий и возвратный топливные шланг и, разжав зажимные хомуты. Перед отсоединением шлангов подложите ветошь, чтобы собрать вытекающее топливо. Сразу после отсоединения заглушите шланги подходящими пробками или же чистыми болтами подходящего диаметра.

- Все автомобили Рено Меган, кроме с двигателем E7J объемом 1,4 литра. Отсоедините подающий топливопровод. Для этого сдавите зажим, что высвободит удерживающие выступы.

- Отсоедините провод «массы» (-), которым соединен двигатель с кузовом. Отсоедините шланг электромагнитного клапана адсорбера.

- Отсоедините штекер кнопочного выключателя гидроусилителя рулевого управления и кондиционера. Выключатель находится под бачком гидроусилителя возле нижнего поперечного рычага.

- Отсоедините штекер вентилятора обдува радиатора. Отсоедините штекер термовыключателя на радиаторе.

- Снимите блок реле в моторном отсеке, подав его вверх. Отсоедините штекеры реле.

- Вывинтите болты крепления кронштейна блока управления двигателем Рено Меган и закрепите блок вместе с кронштейном проволокой на двигателе.

- Отсоедините от клемм стартера провода питания. Высвободите закрепленный на коробке водостока провод питания системы впрыска.

- Снимите клиновой/поликлиновой ремень. Снимите ременный шкив с насоса гидроусилителя рулевого управления.

- Вывинтите болты крепления насоса гидроусилителя рулевого управления и компрессора кондиционера и закрепите снятые механизмы на кузове.

- Закрепите шланг низкого давления кондиционера на кронштейне воздушного фильтра.

- Немного приподнимите двигатель, чтобы можно было вывинтить и извлечь три болта стойки стабилизатора поперечной устойчивости, а также опоры коробки передач.

- Осторожно поднимите силовой блок вверх, ведя его при этом рукой, чтобы не повредить кузов.

Работы по установка двигателя Рено Меган:

- Проверьте состояние опор подвески двигателя, шлангов охлаждающей жидкости, атакже масляных и топливных и убедитесь, что они не стали пористыми и не потрескались. При необходимости соответствующую деталь замените на новую.

- Проверьте, если коробка передач отсоединялась от двигателя Рено Меган, толщину фрикционной накладки ведомого диска сцепления. Если накладка имеет значительный износ или же автомобиль имеет большой пробег, то сцепление следует полностью заменить. При наличии шумов, издаваемых выжимным подшипником при нажатии на педаль сцепления, замените подшипник.

- Почистите выжимной подшипник и шлицы первичного вала, а затем смажьте их молибденовой смазкой.

- Убедитесь, что оба центровочных пальца, обеспечивающих правильное соединение двигателя и коробки передач, находятся в своих монтажных отверстиях. При их отсутствии установите пригоночные втулки.

- Затяните болты крепления двигателя Renault Megane и коробки передач. При этом болты М10 затягиваются с приложением усилия 45 Нм, а болты М12 - 55 Нм.

- Осторожно заведите собранный силовой блок в моторный отсек. Опуская блок на опоры, следите за тем, чтобы не повредить кузов.

- Подтяните гайки опор подвески двигателя и коробки передач. На этом этапе их окончательную затяжку не выполняйте.

- Добейтесь, чтобы силовой блок стоял на опорах без напряжений. Для этого перед затяжкой болтов и гаек подайте блок со стороны в сторону. Затяжку болтов и гаек выполните с приложением предписанных моментов.

- Закрепите стойку стабилизатора поперечной устойчивости на коробке передач с приложением усилия 65 Нм, а на несущей раме - 75 Нм.

- Затяните гайки опоры подвески коробки передач с приложением усилия 45 Нм.

- Высвободите шланг низкого давления компрессора кондиционера из крепления воздушного фильтра.

- Установите на место и закрепите насос гидроусилителя рулевого управления и компрессор кондиционера Рено Меган.

- Установите на вал насоса гидроусилителя рулевого управления ременный шкив. Наденьте клиновой/поликлиновой ремень.

- Закрепите в зажиме на коробке водостока провод питания системы впрыска. Подсоедините провода к клеммам стартера.

- Установите на место блок управления двигателем. Подсоедините шланг к электромагнитному клапану адсорбера.

- Подсоедините много контактный штекер блока предохранителей в моторном отсеке. Закрепите в моторном отсеке блок реле.

- Автомобили Рено Меган с двигателем объемом 1,4 литра. Установите радиатор.

- Автомобили Renault Megane с двигателем объемом 1,4 литра. Установите модуль зажигания.

- Подсоедините штекер термовыключателя. Подсоедините штекер вентилятора обдува радиатора.

- Подсоедините штекер нажимного выключателя гидроусилителя рулевого управления и кондиционера.

- Подсоедините провод «массы» (-) между двигателем и кузовом. Подсоедините штекер и наденьте шланг на датчик давления во впускном коллекторе.

- Подсоедините шланг вакуумного усилителя тормозного привода в впускному коллектору и закрепите его хомутом.

- Автомобили Рено Меган с двигателем объемом 1,4 литра (E7J). Подсоедините топливопроводы, руководствуясь обозначениями, сделанными перед их отсоединением, и закрепите хомутами. Не перепутайте при этом подающий и возвратный топливные шланги.

- Автомобили Рено Меган с двигателем объемом 1,4 литра. Наденьте топливные шланги и зафиксируйте зажимными хомутами.

- Установите на место и закрепите расширительный бачок для охлаждающей жидкости. Подсоедините шланги охлаждающей жидкости и закрепите их хомутами.

- Закрепите на коробке передач трос сцепления. Закрепите на дроссельной заслонке трос акселератора.

- Установите на место воздушный фильтр. Подсоедините штекер выключателя фар заднего хода.

- Закрепите, если имеется, трос привода спидометра на коробке передач. Привинтите кронштейн трубопровода гидроусилителя рулевого управления.

- Установите на место на коробке передач шток вилки переключения передач. Подсоедините к выпускному коллектору приемную трубу и катализатор.

- Поставьте на место теплоотражательный щиток перед выпускным коллектором. Установите правый и левый приводные валы Рено Меган.

- Закрепите нижнюю часть амортизационной стойки на поворотном кулаке, затянув болты с приложением усилия 170 Нм.

- Установите наконечники поперечных рулевых тяг. Установите шаровой шарнир поворотного кулака.

- Установите на место суппорты тормозных механизмов передних колес.

- Залейте в систему охлаждающую жидкость и удалите из неё воздух. Залейте масло в коробку передач.

- Проверьте уровень моторного масла и при необходимости пополните его объем. Установите на место, если имеется, брызговик двигателя.

- Установите передние колеса в соответствии с нанесенными при снятии метками. Перед этим смажьте центрирующее седло колесного диска на ступице, а также конус колесных болтов тонким слоем смазки для подшипников. Резьбу колесных болтов не смазывайте.

- Ввинтите колесные болты и опустите автомобиль Renault Megane.

- Затяните колесные болты, действуя в перекрестном порядке с моментом 90 Нм. Поставьте на место капот.

- Подсоедините к отрицательному полюсу аккумулятора клемму провода «массы» (-).

Для автомобилей Рено Меган с двигателем F3R мощностью 113 л.с:

- Снимите подкрылки с правого и левого крыльев.

- Снимите защитную крышку, которой закрыта амортизационная подушка подвески двигателя.

- Демонтируйте кронштейн блока управления двигателем Рено Меган.

- Снимите зажимные скобы, которыми закреплен на опоре подвески коробки передач шланг низкого давления кондиционера.

- Отвинтите гайки и извлеките болты крепления стабилизатора.

Для автомобилей Рено Меган с дизельным двигателем F8Q:

- Снимите подкрылки с правого и левого крыльев.

- Отсоедините штекеры и шланги электромагнитных клапанов увеличения оборотов холостого хода и системы рециркуляции отработавших газов.

- Отсоедините высотомер. Ослабьте крепление шланга на топливном фильтре и отсоедините шланг.

- Отсоедините на ТНВД Рено Меган возвратный топливный шланг, идущий к топливному фильтру.

- Снимите крепежный зажим аккумулятора.

- Отсоедините от радиатора шланги масляного радиатора. Отверстия шлангов заглушите подходящими пробками и отложите шланги в сторону от места работ.

- Ослабьте затяжку гайки. Саму гайку не отвинчивайте. Отвинтите гайку и извлеките болт.

- Отвинтите гайки, извлеките болты и снимите амортизатор.

- Отвинтите гайки и снимите кронштейн задней подвески коробки передач.

- Снимите крышку, которой закрыта опорная пластина передней правой амортизационной подушки подвески двигателя Renault Megane.

- Снимите ограничитель крутильных колебаний с передней правой опоры подвески двигателя.

- После установки ограничитель крутильных колебаний следует отрегулировать с использованием специального приспособления.

- Отсоедините кронштейн подвески коробки передач.

 

___________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________