Устройство и комплектующие детали автомобилей Рено. Эксплуатация, техническое обслуживание и регулировки.

Бензиновый двигатель автомобилей Рено Меган 2

На автомобилях Рено Меган 2, Рено Дастер, установлен бензиновый рядный четырехцилиндровый двигатель К4М объемом 1,6 л (рис.1 и 2) с газораспределительным механизмом ГРМ DОНС (два распределительных вала) и с жидкостным охлаждением.



Рис.1. Силовой агрегат автомобилей Рено Меган 2, Рено Дастер с двигателем К4М (вид спереди)

1 – пробка маслоналивной горловины; 2 – верхняя крышка ремня ГРМ Renault Megane 2; труба; 4 – генератор; 5 – кронштейн крепления генератора; 6 – масляный фильтр; 7 – указатель уровня масла (маслоизмерительный щуп); 8 – кронштейн крепления ра кондиционера; 9 – поддон масляного картера; 10 –
дроссельный узел; 11 – ресивер; 12 – транспортная проушина; 13 – жгут проводов топливных форсунок; 14 - делитель; 15 – указатель уровня масла коробке передач; 16 – механизм выбора и переключения передач; 17 – рукав системы охлаждения; 18 – датчик детонации; отверстия фиксации положения ВМТ; 20 – задняя крышка коробки передач; 21 – пробка наливного отверстия коробки передач



Рис. 2. Силовой агрегат автомобилей Рено Меган 2, Рено Дастер с двигателем К4М (вид сзади)

1 – дроссельный узел; 2 – ресивер; 3 – водораспределитель; 4 – направляющая указателя уровня передач; 5 – механизм выбора и переключения коробки передач; 6 – задняя крышка коробки передач; 7 – верхняя крышка ремня привода ГРМ Renault Megane 2; 8 – верхний термоэкран выпускного коллектора; 9
– нижняя крышка ремня привода газораспределительного механизма; 10 – управляющий датчик концентрации 11 – шкив ремня привода вспомогательных агрегатов; 12 – выпускной коллектор; 13 – поддон масляного картера

Головка блока цилиндров двигателей К4М Renault Megane 2 изготовлена из алюминиевого сплава по поперечной схеме продувки цилиндров (впускные и выпускные каналы расположены на противоположных сторонах головки).

В головку запрессованы седла и направляющие втулки клапанов. Блок цилиндров двигателя Рено Меган 2 представляет собой единую отливку из специального высокопрочного чугуна, образующую цилиндры, рубашку охлаждения, верхнюю часть картера и пять опор коленчатого вала.

В нижней части блока цилиндров выполнены пять постелей коренных подшипников. На блоке цилиндров двигателя K4M выполнены специальные приливы, фланцы и отверстия для крепления деталей, узлов и агрегатов, а также каналы главной масляной магистрали.

Коленвал Рено Меган 2 вращается в коренных подшипниках, имеющих тонкостенные стальные вкладыши с антифрикционным слоем. Коленчатый вал двигателя зафиксирован от осевых перемещений двумя полукольцами, установленными в проточки постели среднего коренного подшипника.

Маховик отлит из чугуна, установлен на корзине сцепления и прикреплен шестью болтами. На маховик напрессован зубчатый обод для пуска двигателя стартером. На автомобили Renault Megane 2 с автоматической коробкой передач вместо маховика устанавливают ведущий диск гидротрансформатора.

Поршни изготовлены из алюминиевого сплава. На цилиндрической поверхности головки поршня выполнены кольцевые канавки для колец – маслосъемного и двух компрессионных.

Поршневые пальцы установлены в бобышках поршней с зазором и запрессованы с натягом в верхние головки шатунов, которые своими нижними головками соединены с шатунными шейками коленвала двигателя К4М через тонкостенные вкладыши, конструкция которых аналогична коренным. Шатуны стальные, кованые, со стержнем двутаврового сечения.

Система смазки двигателя Рено Меган 2 комбинированная. Система вентиляции картера закрытого типа не сообщается непосредственно с атмосферой, поэтому в картере образуется разрежение при всех режимах работы двигателя, что повышает надежность различных уплотнений двигателя и уменьшает выброс токсичных веществ в атмосферу.

Система смазки состоит из двух ветвей, большой и малой. При работе двигателя К4М на холостом ходу и в режимах малых нагрузок, когда разрежение во впускном коллекторе велико, картерные газы через клапан системы вентиляции картера двигателя, установленный на крышке головки блока цилиндров, по малой ветви системы всасываются ресивером.

Клапан открывается в зависимости от разрежения в ресивере и таким образом регулирует поток картерных газов. В режимах полных нагрузок, когда дроссельная заслонка открыта на большой угол, разрежение в ресивере снижается, а в воздухоподводящем рукаве возрастает.

Система охлаждения двигателя K4M автомобиля Рено Меган 2 герметичная, с расширительным бачком, со стоит из рубашки охлаждения, выполненной в литье и окружающей цилиндры в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока цилиндров.

Принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает центробежный водяной насос с приводом от коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма.

Для поддержания нормальной рабочей температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя Рено Меган 2 установлен термостат, перекрывающий большой круг системы при непрогретом двигателе и низкой температуре охлаждающей жидкости.

Система питания (топливная система) двигателя К4М состоит из электрического топливного насоса, установленного в топливном баке, дроссельного узла, фильтра тонкой очистки топлива, фильтра грубой очистки топлива, расположенного в модуле топливного насоса, регулятора давления топлива, форсунок,
топливопроводов, системы рециркуляции отработавших газов и воздушного фильтра.

Система зажигания двигателя микропроцессорная, состоит из катушек и свечей зажигания. Катушками зажигания управляет электронный блок (контроллер) системы управления двигателем Рено Меган 2. Система зажигания при эксплуатации не требует обслуживания и регулировки.

Силовой агрегат (двигатель с коробкой передач, сцеплением и главной передачей) установлен на трех опорах с эластичными резиновыми элементами: двух верхних боковых (правой и левой), воспринимающих основную массу силового агрегата, и задней нижней, компенсирующей крутящий момент от трансмиссии и нагрузки, возникающие при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении.

Снятие и установка маховика двигателя K4M автомобиля Рено Меган 2

Маховик снимают для его замены при повреждении зубчатого обода, для замены заднего сальника коленчатого вала, служащего для пуска двигателя стартером, и для шлифования поверхности под ведомый диск сцепления.

Работы по замене маховика двигателя К4М Renault Megane 2:

- Снимите коробку передач.

- Снимите сцепление.

- Выверните семь болтов крепления маховика Рено Меган 2, удерживая отверткой маховик от проворачивания.

- Снимите фиксирующее кольцо и маховик.

- Проверьте состояние зубьев обода маховика и в случае их повреждения замените маховик.

- Замените или отремонтируйте маховик, если на поверхностях прилегания ведомого диска сцепления или фланца коленчатого вала появились риски и задиры.

- Биение маховика Рено Меган 2, измеренное по зубчатому ободу, недолжно превышать 0,5 мм. Для удаления глубоких рисок и задиров поверхность прилегания ведомого диска можно прошлифовать, но слой снимаемого металла не должен быть больше 0,3 мм.

- Установите маховик в соответствии с метками на фиксирующем кольце и маховике.

- Затягивайте болты равномерно крест на крест.

Замена опоры подвески двигателя K4M:

- Снимите защиту картера двигателя Рено Меган 2.

- Установите опору под картер двигателя.

- Выверните пять болтов крепления правой опоры подвески силового агрегата к двигателю и снимите кронштейн опоры.

- Выверните три болта крепления кронштейна сайлентблока к кузову и снимите правую опору силового агрегата.

- При необходимости выверните болт крепления и отсоедините опору от кронштейна сайлентблока.

- Установите правую опору подвески силового агрегата в порядке, обратном снятию.

Замена сальников коленвала Рено Меган 2

При обнаружении следов подтекания масла через сальники коленвала К4М сначала проверьте, незасорена ли система вентиляции картера и не пережаты ли шланги этой системы, при необходимости устраните неисправности.

Если течь масла не прекратится, замените сальники. Признаком необходимости замены переднего сальника коленвала является утечка масла через его кромку.

Масло разбрызгивается вращающимся шкивом коленвала, вследствие чего замасленными оказываются вся передняя часть двигателя и ремень привода газораспределительного механизма (ГРМ).

Причиной замасливания дисков сцепления может быть течь сальника первичного вала коробки передач либо заднего сальника коленчатого вала. Моторное и трансмиссионное масла различаются по запаху, поэтому по нему при определенном навыке можно определить, какой сальник дефектный.

Для замены переднего сальника коленвала Рено Меган 2 выполните следующее:

- Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

- Снимите ремень привода ГРМ Рено Меган 2.

- Снимите зубчатый шкив коленчато говала.

- Поддев отверткой, извлеките сальник из передней крышки коленчатого вала.

- Смажьте рабочую кромку нового сальника моторным маслом, установите его в крышку, сориентировав рабочей кромкой внутрь двигателя Рено Меган 2, и запрессуйте сальник в держатель до упора с помощью оправки.

- В качестве оправки можно использовать головку подходящего размера из набора инструментов или старый сальник.

- Установите все снятые детали и узлы ГРМ двигателя K4M в порядке, обратном снятию.

Для замены заднего сальника коленвала Рено Меган 2 выполните следующие операции:

- Снимите коробку передач.

- Снимите сцепление.

- Снимите маховик.

- Поддев отверткой, извлеките сальник.

- Смажьте моторным маслом рабочую кромку нового сальника установите его в гнездо блока цилиндров , сориентировав рабочей кромкой внутрь двигателя K4M автомобиля Рено Меган 2, и аккуратно заправьте рабочую кромку на шейку коленчатого вала.

- Запрессуйте сальник в гнездо до упора с помощью оправки подходящего диаметра.

- Установите снятые узлы в порядке, обратном снятию.

Установка поршня 1-го цилиндра двигателя К4М в положение ВМТ такта сжатия

Поршень 1 го цилиндра устанавливают в положение ВМТ (верхняя мертвая точка) такта сжатия для того, чтобы при проведении работ, связанных со снятием ремня привода ГРМ Renault Megane 2, не нарушалась установка фаз газораспределения. При нарушении фаз газораспределения двигатель не будет нормально работать.

На двигателях К4М в отличие от двигателей большинства марок автомобилей отсчет цилиндров ведется от маховика, а не от шкива коленчатого вала.

- Снимите правое переднее колесо.

- Снимите защиту картера двигателя Рено Меган 2.

- Снимите подкрылок правого переднего колеса.

- Выверните четыре болта крепления кронштейна передней части подрамника к кузову и снимите кронштейн.

- Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов.

- Снимите правую опору подвески силового агрегата.

- Снимите верхнюю крышку ремня привода ГРМ Рено Меган 2.

- Вращая коленвал по часовой стрелке за болт крепления шкива привода вспомогательных агрегатов установите метки на шкивах распределительных валов так, чтобы они находились в верхней точке.

- Выверните пробку отверстия для установки фиксатора положения ВМТ. Пробка находится слева от маховика в блоке цилиндров на уровне 1-го цилиндра.

- Вверните в отверстие фиксатор положения ВМТ.

- Доверните коленвал двигателя Рено Меган 2 до упора.

Для того чтобы зафиксировать в ВМТ распредвалы выполните следующие операции:

- Снимите дроссельный узел.

- Подденьте отверткой с плоским лезвием заглушки распределительных валов и выпрессуйте их из задней части головки блока цилиндров двигателя K4M.

- При правильной установке поршня 1-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия пазы на концах распределительных валов должны занимать горизонтальное положение и быть смещены в низ относительно оси распределительных валов.

- Зафиксируйте распределительные валы в этом положении фиксатором распределительных валов.


 

___________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________